Обращения граждан
История

Предвестником Дома культуры в Волчёнках, как и в других деревнях, был клуб, а предтечей-изба-читальня. С этим легендарным учреждением в истории этих мест многое связано. Здесь выступали агитбригады, читали лекции ученые и ответственные работники. Все сельские интеллигенты, в первую очередь, учителя, в довоенные и послевоенные годы работали агитаторами. В Волчёнках изба-читальня в 50-е годы прошлого века размещалась там же, где и сельсовет, в доме крестьянки Ефросиньи Васильевой. Почему выбор пал на него, никто теперь не помнит. Вроде, не был он особенно большим, как все. Стоял почти напротив памятника, рядом с красным магазином. Впрочем, тогда и работников было-председатель да счетовод-вот и весь сельсовет. Об этом по рассказам старожилов знает библиотекарь Нина Иосифовна Жиманова. Она вспоминает, что в 70-е годы, когда клуб уже получил самостоятельность, заведующей сюда назначили М.В.Кузину, которая позже была и худруком, и киномехаником. Нина Иосифовна в библиотеке с 1976 года, тогда клуб и библиотека работали под одной крышей, вплоть до 1981 года, когда случился пожар и деревянное строение дотла сгорело. Под библиотеку руководство совхоза «Ковригино» сначала выделило двухкомнатную квартиру (в ней она обитала до 1993года), а потом одну группу в детском саду, где книги живут до сих пор. Организационно библиотека какое-то время находилась в составе районной Центральной библиотечной системы, а с 2009 года, когда ЦБС была реорганизована, воссоединилась с Домом культуры. Мария Васильевна Кузина до Волчёнок заведовала клубом в Ревякине, ездила оттуда с агитбригадой в Вышегород, где заведующим был Евгений Грибов, а его жена библиотекарем. Судьба распорядилась так, что в молодости Марии Васильевне, коренной местной жительнице (родом она из деревни Ефаново), пришлось поездить по стране. В 1967 году она вернулась на родину, но работать стала не по своей привычной профессии, а пошла на ферму дояркой, чтобы получить квартиру. Только в 1970-м году смогла вернуться в клуб. Должность заведующей предполагала полное единовластие-никаких других работников в клубе не было, она сама вела все кружки, организовывала самодеятельность, вечера, танцы, концерты. Маленькое старое здание делилось на три части: в одной находился сельский совет, во второй-библиотека, а третья, состоявшая из просторной комнаты-зала, называлась клубом. Открывался клуб каждый день в восемь вечера, а закрывался в полночь. Народу всегда было полно: играли в бильярд, настольный теннис, настольный хоккей, домино. Два, а то и три раза в неделю демонстрировались кинофильмы. Созывать народ заниматься самодеятельным творчеством тогда было не надо, люди сами шли по вечерам в клуб: пели, танцевали, осваивали музыкальные инструменты. Из Вереи приезжал аккомпаниатор Александр Дрижерук, баянист, который мог сыграть и на аккордеоне. На этих же инструментах играл и Виктор Васильевич Седов. Одним из завсегдатаев музыкального кружка был участник Великой Отечественной войны Павел Алексеевич Калиничев:он играл на ложках и балалайке. Его напарникоми партнером был Василий Уткин, тоже владевший этими инструментами. Активныхучастников самодеятельности дирекция совхоза поощряла, покупая для них инструменты. Петру Игнатишину, например, купили скрипку. Жизнь в клубе в 70-80-е годы кипела: концерты, тематические вечера, лекции, доклады, к каждому празднику – «Огоньки» с чаепитиями и не только. Участие в этих мероприятиях принимали все – от рядовых рабочих до директора Симакова. Как-то раз они с супругой принесли на такое застолье пойманную директором большущую рыбу, очень вкусно приготовленную. Устраивались и детские «Огоньки» - в день рождения Пионерии 19 мая, 1 сентября, на Новый год. На них показывали своё искусство участники детских творческих коллективов и кружков. Около полутора лет кружком вязания для девочек руководила Роза Петровна Ковалевская. Она работала по совместительству, числилась даже худруком Волчёнковского клуба, а потом ушла методистом в ДК Вереи.

Работники культуры долгое время шефствовали над совхозными фермами. Они выполняли там самую разную работу, прежде всего на них лежала наглядная агитация и настенная печать. Кузина была закреплена за волчёнковской фермой, а библиотекарь – за Самородской. Оформление Красных уголков, агитационные листки, стенгазеты «Крокодилу на вилы», где высмеивались недостатки, и «Экран соцсоревнования», славивший лучший тружеников – всё это она рисовала и расписывала с большим старанием. Во-первых, всё это имело отдачу – приходя на работу, доярки и скотники старались улучить время и внимательно всё прочитывали, особенно стенгазету - шутя, смеясь и предлагая новые темы. Во-вторых, за эту работу строго спрашивали. Как, впрочем, и за любую другую.

На киномеханика Мария Васильевна училась в Егорьевске на курсах повышения квалификации клубных работников (там преподавал Серафим Степанович Маркин, который был уверен, что слушатели никогда не забудут его инициалов, складывающихся в слово «система»).

Получив новую профессию, МарияВасильевна стала единственной в районе женщиной-киномехаником. Надо сказать, что работа эта требовала не только серьёзных знаний и уменья, но и физической силы: кассеты с кинофильмами были упакованы в металлические коробки, весили немало. Она обслуживала клубы в Волчёнках и Татищеве, потом к ним добавились Ревякино и Ивково. Кино «крутили» не только в клубах, но и на фермах, и в мастерских, где в Красных уголках стояли небольшие киноаппараты «Украина». Заказывая фильмы, Кузина брала не только художественные и документальные, но и учебные ленты – для школьников по литературе, для механизаторов – на занятия, которые проводил агроном: как обращаться с разной техникой – пахать, сеять. За них люди были ей особенно благодарны, ведь никакой доплаты за это она не получала, билеты на такие «сеансы», ясное дело, не продавались.

Киномехаником и по совместительству завклубом МарияВасильевна работала до пенсии. Множество наград получила за труд, который очень любила и которому отдавала душу. Одних Почётных грамот больше 60 – за призовые места в соцсоревновании, за подготовку праздников и юбилеев. Однажды её даже премировали путёвкой на юг! Самая высокая награда киномеханика М.В.Кузиной – орден Трудовой Славы.

Тесное сотрудничество соединяло Волчёнковский ДК с соседями, особенно с Вереёй. Методисты Верейского ДК курировали сельские дома культуры в деревнях Веселёво, Волчёнки, Симбухово, Шустиково, Устье. Там везде работало по одному человеку, который вёл все кружки, был, как говорится, и швец, и жнец, и на дуде игрец. В ВерейскомДК был также пункт проката кинофикации для всех окрестных деревень.

Вспоминая 1970-е годы, работники культуры рассказывают, что в Наро-Фоминском районе был «бум» ВИА – более 30 ансамблей. В маленькой Верее музыкальные коллективы репетировали не только в ДК, но и на разных предприятиях, в сельских клубах было по 3-5 ансамблей! Самодеятельные коллективы много выступали, участвовали в культурных и торжественных мероприятиях. Сколько тогда было концертов! И в городах -Верея, Наро-Фоминск, Можайск, Москва, и на селе - Веселёво, Волчёнки, Устье, Архангельское, Шустиково, Васькино. Их приглашали выступать в окрестные пионерские лагеря («Полянка», «Весёлые грачи», «Зелёная горка» и другие), пансионаты, в клубы, дома культуры и на открытые площадки. В составе агитбригад, куда входили артисты разных жанров – музыканты, певцы, танцоры, мастера художественного слова, ВИА выступали в трудовых коллективах, в совхозах «Верейский», «Веселёвский», «Татищево», «Ковригино», «Новый Мир». Бывало, что приезжали прямо на ток, на ферму, главное, чтоб было электричество. Цель у этих концертов была - поднять настроение сельских тружеников, вдохновить их на высокие трудовые результаты. Репертуар подбирался соответствующий – весёлый и оптимистический. (по материалам Татьяны Окуловой, газета «Основа» №60 от 28декабря 2012г.,№9 от 8 февраля 2013г.)

История История
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: